• Главная
  • Новости
  • Природа живой свидетель истории. Памятник природы озеро Каспля.

Природа живой свидетель истории. Памятник природы озеро Каспля.

Природа живой свидетель истории. Памятник природы озеро Каспля.

В 31  км  к северо-западу от г. Смоленска, при пос. Каспля расположено озеро Каспля. В настоящее время это памятник природы.

         Озеро Каспля ледниковое, долинное, проточное  относится к Смоленской группы озер, имеющее сильно вытянутую форму в направлении юго-запад – северо-восток с извилистой береговой линией. Река – Клец впадает с южной стороны, вытекает из озера река Каспля.  Берег разнообразный: на юго-западе – крутой, в местах впадения рек и ручьев – плоский, заболоченный.  В охранной зоне озера значительную часть занимает лес.

Одноименный Касплянский район был образован в 1929 году на территории бывшего Поречского, Смоленского и Духовщинского уездов. В 1932 году расформирован с передачей территории Демидовскому, Духовщинскому, Руднянскому и Смоленскому районам. В 1938 году восстановлен. В 1961 году присоединен к Смоленскому району.

prirod.admin-smolensk.ru
02.04.2020

На Братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше — вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У Братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче,
На Братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?!

 

В. Высоцкий

 

         В 31  км  к северо-западу от г. Смоленска, при пос. Каспля расположено озеро Каспля. В настоящее время это памятник природы.

         Озеро Каспля ледниковое, долинное, проточное  относится к Смоленской группы озер, имеющее сильно вытянутую форму в направлении юго-запад – северо-восток с извилистой береговой линией. Река – Клец впадает с южной стороны, вытекает из озера река Каспля.  Берег разнообразный: на юго-западе – крутой, в местах впадения рек и ручьев – плоский, заболоченный.  В охранной зоне озера значительную часть занимает лес.

Одноименный Касплянский район был образован в 1929 году на территории бывшего Поречского, Смоленского и Духовщинского уездов. В 1932 году расформирован с передачей территории Демидовскому, Духовщинскому, Руднянскому и Смоленскому районам. В 1938 году восстановлен. В 1961 году присоединен к Смоленскому району.

Оккупирован 14 июля 1941 года, освобожден 25 сентября 1943 года.

В 1939 году в районе был 21 сельский совет, 374 неселенных пункта, 43 869 жителей, в том числе в райцентре 1393 человека. В 1943 году осталось 24 000 жителей.

Колхозные села и деревни Касплянского района гитлеровцы превратили в пепелище и груды развалин. Во всем районе осталось не более 30 деревень.

01.07.1942  немецко-фашистские захватчики учинили дикую расправу над 157 мирными гражданами пос. Каспля.

Поводом явился обычный для того времени факт: на мостике между деревней Аболонье и бывшим райцентром Касплей подорвалась на мине легковая машина немецкого военного коменданта. Кто заложил мину — партизаны или отступавшие красноармейцы — никто не знал. Но начальник окружной полиции майор Дмитрий Космович тотчас услужливо доложил о случившемся фашистскому командованию и попросил прислать карательный отряд, а начальнику касплянской полиции Сетькину приказал «собрать всех коммунистов и евреев». Но забирали всех подряд, не пощадив даже беременных девушек и женщин с детьми.

Из Смоленска к месту происшествия приехал начальник окружной полиции (корпуса самообороны) Космович. Для осуществления карательной акции прибыло подразделение 335-го охранного батальона в количестве 40 человек. Среди карателей находились будущие осужденные окружным военным трибуналом к смертной казни через повешение ефрейтор Гаудян Курт, ефрейтор Вили Краузе, ефрейтор Эрих Мюллер.

Военнослужащие немецкой армии и полицейские прибыли на трех автомобилях. Возглавлял отряд немецкий полковник.

Поскольку жителям села запретили выходить из своих домов, то картину расстрела суды в послевоенное время восстанавливали лишь по показаниям полицейских, бывших в оцеплении и участвовавших в подготовке расстрела. На судебных процессах дали свидетельские показания местные жители, оказавшиеся по каким-либо причинам в том районе.

Так, гражданка Муштакова рассказала: «В ночь с 30 июня на 1 июля 1942 года немецкая жандармерия по заранее составленным спискам начала сгонять в помещение жителей поселка Каспля, где сразу же начала производить допросы, обыскивать и отбирать документы. В одном доме было собрано 158 человек. 1.07.1942 года в 16 часов из Смоленска прибыли грузовики с жандармерией, которые начали вести расправу над мирным населением.

На окраине села Каспля, где до войны находилась скотобойня, была выкопана общая яма. К этой яме немцы погнали мужчин, женщин и детей. Перед расстрелом все были разуты и раздеты до нижнего белья».

По заранее подготовленному начальником Касплянской полиции С.В. Сетькиным списку людейотконвоировали в здание районной больницы и установили усиленную охрану. Село оцепили те же полицейские.

Около 16 часов 1 июля 1942 года заложников группами вывели из районной больницы. Первыми вели женщин и детей.

Недалеко от указанных построек дорога делала развилку в две стороны. Одна дорога шла к Кукиной горе на сельское кладбище, другая выходила из Каспли в сторону сел Зарубинки, Иньково. Пока конвоируемых вели до развилки, они шли спокойно. Вероятно люди думали, что их отправляют на ж/д станции Голынки или Рудня с последующей перевозкой на принудительные работы в Германию или куда либо еще. Но когда конвой дал команду повернуть влево, то жертвам стало понятно, что их ведут на расстрел. На пути оказалась молодая женщина с ребенком на руках. Немцы тотчас скомандовали ей стать в колонну, а когда та попыталась отойти в сторону, ее силком бросили в ряды обреченных. Люди начали оказывать сопротивление, пытались вырваться, женщины и дети плакали. Однако полицейские плотным кольцом окружившие обреченных, прикладами и штыками загоняли их обратно в группы.

Среди заложников оказались районный прокурор Д.Ф. Калентеенков, брат известного на Смоленщине писателя Ефрема Михайловича Марьенкова – Павел Михайлович Марьенков, его жена Ефросинья Васильевна, удочеренная ими еврейская девушка Соня Соенская и сестра Е.М. Марьенкова — Пелагея Михайловна, директор Касплянской средней школы М.С. Исайченков.

Их гнали вперед прикладами и нагайками, били по лицу, тыкали автоматами в спины и в грудь. И вдруг над толпой прозвучал звонкий девичий голос:

  • Родненькие, помирать — так с музыкой!

И запела девушка «Катюшу».

У склона Кукиной горы перед взором согнанных предстала свежая огромная яма. И тут коммунист Федор Васильевич Кулинчиков. Шедший в одном ряду со своей дочерью, тоже членом партии, решительно сказал: «Нас бьют, но фашистам все равно будет каюк!». Некоторые молодые мужчины и женщины бросились было бежать, но их настигали пули автоматных очередей. Те трупы гитлеровцы мигом подтаскивали к яме и сбрасывали в неё.

Первыми расстреливали женщин и детей. Их отделяли от общей массы людей по пять-десять человек, велели раздеться до нижнего белья, сдать ценные вещи, подталкивали прикладами к краю ямы и хладнокровно расстреливали.

Началась паника, женщины пытались разбежаться в разные стороны, но везде их встречали штыки и приклады подручных карателей.

Из показаний свидетельницы Анисьи Помазкиной: «...В первой колонне были женщины и дети. Они кричали, плакали... Конвоиры плотным кольцом окружали арестованных. Я бросилась к арестованным и увидела свою дочь. Я крикнула ей, она обернулась и закричала: «Мама, спаси меня!». В это время конвоир ударил ее прикладом винтовки. Я потеряла сознание и упала».

Смело смотря в лицо палачам, 19-летняя Дуся Помазкина наотрез отказалась раздеться, решительно заявив:

  • Когда убьете, тогда и раздевайте! Стреляйте, сволочи!

Когда подошла очередь принять смерть Ефросинье Васильевне Марьенковой, она крепко обняла удочеренную Соню, которую прочила в жены младшему сыну, командиру Красной Армии Николаю, и сказала:

- Не плачь, доченька! За нас отомстят!

Каратели малых детей сбрасывали вслед за матерями. Некоторые пытались бежать, но беглецов настигали пули. Трупы подволакивали к яме и сбрасывали вниз.

Следом наступила очередь мужчин. Они держались тверже. Жертвам приказали раздеться донага. Затем так же по десять человек подводили к траншее и расстреливали в упор.

Коммунист Ф.В. Кулинчиков даже оказал сопротивление — он так боднул одного жандарма головой под челюсть, что тот шлепнулся на землю, как тяжелый мешок. Вскочив на ноги и сплевывая кровь, гитлеровец ударил Кулинчикова прикладом автомата, свалил с ног и лежащего 70-летнего старика сплошь прошил пулями.

Когда все было кончено, ров закопали, но земля продолжала шевелиться. Видя это, немецкие солдаты из автоматов открыли огонь по могильнику.

Завершил акцию сам начальник окружной полиции Космович. Он встал на свежий холмик земли и символическим жестом утрамбовал ее своими сапогами.

Согласно показаниям Сергея Сетькина часть вещей убитых взял себе Космович, часть имущества досталась начальнику района, а остальные носильные вещи погрузили в грузовик и отвезли на районный склад. Впоследствии дома расстрелянных подверглись разграблению полицаями. Так, из дома погибшей касплянки Давыдовой полицейские вынесли патефон. Позднее за шнапсом и самогонкой слушали веселую музыку.

Немцы в этот день расстреляли 157 человек мирных граждан, среди которых 67 человек — уроженцы села Каспля, а остальные согнаны из других деревень района.

Из 67 человек села Каспля было расстреляно немцами:

детей до 16 лет — 8,

женщин — 26,

мужчин до 40 лет — 18,

мужчин старше 40 лет — 15 человек.

В судебном процессе над немецкими военными преступниками, проходившем в городе Смоленске в декабре 1945 года, фигурировали данные о 90 мирных жителях, казненных 1 июля 1942 года в селе Каспля, так как военные следователи предоставили суду доказательства гибели 90 человек. В настоящее время общепризнанная цифра жертв — 157. Тем не менее, на обелиске в память о расстрелянных, установленном на Кукиной горе, также указано 90 фамилий.

Что касается касплянских полицаев, то не все из них подверглись суду.

Одним из первых в июне 1946 года перед трибуналом войск МВД Смоленской области предстал полицай П.Е. Лавейкин. Особым пунктом обвинения являлось оказание помощи карательным подразделениям в выслеживании и передаче сведений о диверсионной группе комсомольца Володи Куриленко. 12 мая 1942 года Куриленко с товарищами, возвращаясь с операции, остановились на ночь в деревне Саленки в доме Цырюльникова. Узнав об этом, Лавейкин немедленно сообщил об этом немецким властям. Вскоре дом, где расположились партизаны, окружили гитлеровцы. Завязался неравный бой, в ходе которого один партизан погиб. Тяжело раненного Куриленко вынес на себе выживший товарищ и направился к партизанской базе. Однако в пути командир группы В. Куриленко скончался от ран. За отвагу и геройство, проявленные в борьбе с захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1942 года Владимиру Тимофеевичу Куриленко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Лавейкина трибунал приговорил к высшей мере наказания — расстрелу.

Отметим, что на касплянское воинское кладбище перенесены останки четверых партизан-воропаевцев из отряда «Сатурн» - Любы Кулаковой, Григория Долголеева, Владимира Бородина, Павла Предтеченского, погибших в бою у деревни Линьки. Люба Кулакова — четырехкратная чемпионка СССР по горнолыжному спорту, партизанка-разведчица, была всеобщей любимицей в отряде. Она проникала в Смоленск, бывала в Красном Бору и Гнездове. Посмертно награждена орденом Отечественной войны 2-й степени.

Здесь же захоронен Герой Советского Союза ефрейтор А.А. Куликов, погибший у дер. Солошина.

20 августа наши войска вклинились на территорию Касплянского района между демидовским селом Холм и духовщинской деревней Петрищево. А на следующий день ими была в этих местах перерезана дорога Демидов-Смоленск.

Противник упорно оборонялся. Его командовнаие бросало в бой резервы, маневрировало наличными  силами. Но сдержать натиск советстких воинов захватчики не смогли. Наши солдаты и офицеры взламывали оборону противника на том или ином участке, и в прорыв втягивались подразделения и части. Так было, например, в бою у деревни Солошино Сыр-Липецкого сельсовета 22 сентября 1943 года. Здесь, в деревне и на прилегающей к ней высоте, держал оборону вражеский пехотный батальон. Особенно сильный огонь вели гитлеровцы с высоты. Красноармейские роты развернулись и цепями двинулись на нее. Но вынуждены были залечь и продвигаться по склону вверх ползком.

Группе воинов во главе с ефрейтором Алексеем Куликовым удалось по густой желтеющей траве подползти почти вплотную к вражеским позициям. Но ударил станковый пулемет. Бойцы укрылись кто где: в воронках, в выбоинах, в канавках. А пулемет строчил и строчил — нельзя было поднять головы. И все же ефрейтов Куликов уличил удобный момент и выстрелил по пулеметчику из винтовки. Безрезультатно. Что делать? Гранатой не возьмешь — далековато.

Алексей Куликов находился о огневой точки ближе всех, в неполной сотне метров. Стало быть, атаку надо начинать ему. И он, не колеблясь, принял это решение. Когда вражеский пулеметчик прекратил обстрел, ефрейтор вскочил, поднял над головой винтовку и с криком «За Родину, вперед!» побежал прямо на огневую точку. Бойцы дружно устремились за ним. Пробежали 10, 20, 30 метров. Кое-кто уже приготовил гранаты, готовясь на ходу швырнуть их в пулеметное гнездо. Но вражеский пулемет вновь разразился огнем. Бойцы видели: Куликов, не добежав до него каких-то полтора десятка метров, зашатался и упал. Они залегли.

Алексей Куликов был еще жив. Израненный, он вдруг поднялся. Страшной силы ненависть заставила комсомольца, истекавшего кровью, сделатьт те последние шаги, которые отделяли жизнь от бессмертия. Он достиг огневой точки противника и, падая на пулемет, всадил граненый штык в гитлеровского пулеметчика.

Все это произошло на глазах наших бойцов. Военный документ того времени, повествуя о подвиге Куликова, совершенном на безымянной высоте у деревни Солошино, кратко рассказал и о финале этого боя. «...На мгновение поле битвы стихло, словно оно было потрясено поступком этого мужественного героя. Потом от леса ударила наша артиллерия, вся пехота бросилась вперед, смяла цепи врага, овладела высотой и деревней Солошино...».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года Алексей Куликов был удостоен посмертно звания Героя Советского Союза.

Назад

Основные разделы

Услуги и сервисы

photo_2023-05-24_14-51-57
400x240
file1598957662
2
photo_5424586580552698003

728x90rn

Министерство природных ресурсов и экологии Смоленской области, 2024

Фактический адрес: 214038, г. Смоленск, ул. Кловская, д.13
Юридический адрес: 214008, г. Смоленск, пл. Ленина, д.1
тел.: (4812) 62-42-17
тел./факс: (4812) 62-42-18
e-mail:smolpriroda@admin-smolensk.ru
Телефон горячей линии: 29-11-74

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!