Задачи и функции Министерства
Основные задачи Министерства
Основными задачами Министерства являются:
1. Формирование единой природоохранной политики и осуществление государственного управления в сфере охраны окружающей среды, осуществления прав владения, использования, распоряжения и охраны природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности на территории Смоленской области в пределах компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленной федеральным законодательством.
2. Осуществление регионального государственного геологического контроля (надзора), регионального государственного экологического контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
3. Обеспечение органов государственной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и населения экологической информацией.
4. Оказание консультационной и методической помощи исполнительным органам Смоленской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области по вопросам использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
5. Участие в развитии межрегионального и международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования.
6. Организация на территории Смоленской области экологического воспитания и образования граждан.
7. Расширение и совершенствование правоприменительной практики на территории Смоленской области в сфере выявления, пресечения и предупреждения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
8. Обеспечение при реализации своих полномочий приоритета целей и задач по содействию развитию конкуренции на товарных рынках в установленной сфере деятельности.
Функции Министерства
Министерство в рамках своей компетенции и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
1. Участвует в установленном порядке в разработке и реализации федеральных и межрегиональных программ по охране окружающей среды, геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы, восстановлению и охране водных объектов на территории Смоленской области.
2. Разрабатывает и организует выполнение областных государственных программ в области охраны окружающей среды и природопользования.
3. Разрабатывает проект территориальной программы развития и использования минерально-сырьевой базы, участвует в ее реализации на территории Смоленской области. Участвует в разработке разделов программы социально-экономического развития Смоленской области.
4. Выполняет функции государственного заказчика и обеспечивает проведение природоохранных и природоисследовательских работ для государственных нужд Смоленской области.
5. Совместно с иными исполнительными органами Смоленской области принимает меры по предупреждению ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды, и ликвидации отрицательных экологических последствий техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
6. Разрабатывает и реализует межмуниципальные проекты в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
7. Разрабатывает нормативы в сфере охраны окружающей среды, утверждение которых отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
8. Участвует в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в - осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Смоленской области, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
9. Участвует в создании и обеспечении функционирования государственных экологических информационных систем, организует сбор, обработку, анализ и распространение информации по проблемам охраны окружающей среды и природопользования.
10. Осуществляет на территории Смоленской области региональный государственный экологический контроль (надзор) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
11. Разрабатывает нормативы качества окружающей среды, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.
12. Обеспечивает население достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории Смоленской области.
13. Предоставляет информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию) в порядке, установленном Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "Об охране окружающей среды";
14. Размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с помощью государственных информационных систем информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию) в форме открытых данных, содержащую в том числе сведения (сообщения, данные), указанные в пункте 3 статьи 4.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
15. Рассматривает результаты общественного контроля в сфере охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
16. Обеспечивает на территории Смоленской области лицензирование пользования недрами в отношении участков недр местного значения.
17. Ведет фонд геологической информации Смоленской области.
18. Участвует в государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых на территории Смоленской области в пользование участках недр.
19. Проводит в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, государственную экспертизу запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых на территории Смоленской области в пользование участках недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
20. Составляет и ведет территориальные балансы запасов и кадастры месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых на территории Смоленской области, ведет учет участков недр, используемых для строительства на территории Смоленской области подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
21. Осуществляет региональный государственный геологический контроль (надзор).
22. Представляет в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган предложения о включении участков недр в перечни участков недр для геологического изучения недр, для разведки и добычи полезных ископаемых, для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, или для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, об условиях проведения аукционов на право пользования участками недр и условиях лицензий на пользование недрами.
23. Осуществляет оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр местного значения.
24. Осуществляет подготовку условий пользования участками недр местного значения по видам пользования недрами, предусмотренным статьей 6 Закона Российской Федерации "О недрах".
25. Осуществляет подготовку и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.
26. Осуществляет согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в отношении участков недр местного значения.
27. Принимает решение о предоставлении на территории Смоленской области права пользования участком недр местного значения для геологического изучения недр в целях поисков и оценки подземных вод, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи.
28. Организует проведение аукционов на право пользования участками недр местного значения.
29. Согласовывает нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, в порядке, определяемом Правительством Смоленской области.
30. Обращается в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды, предъявляет иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований.
31. Осуществляет учет и оценку состояния природных ресурсов и качества природной среды.
32. Ведет на территории Смоленской области государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору).
33. Разрабатывает нормативы, государственные стандарты и иные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды и природопользования.
34. Осуществляет на территории Смоленской области экологическую паспортизацию территории.
35. Участвует в организации системы экологического воспитания, образования и просвещения населения Смоленской области, осуществляет пропаганду экологических знаний, проводит конференции, совещания, семинары и иные организационно-методические мероприятия в сфере охраны окружающей среды и природопользования, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия.
36. Осуществляет в порядке, установленном федеральным законодательством, ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
37. Осуществляет передачу памятников природы регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов.
38. Участвует в подготовке перечня природных объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, и условий их предоставления.
39. Организует и проводит государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня.
40. Информирует население о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах.
41. Принимает от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
42. Разрабатывает и реализует областные государственные программы по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории Смоленской области.
43. Заключает договоры водопользования, принимает решения о предоставлении водных объектов в пользование и предоставляет водные объекты, находящиеся в собственности Смоленской области, или части таких водных объектов в пользование на основании указанных договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.
44. Участвует в деятельности бассейновых советов.
45. Участвует в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов.
46. Осуществляет региональный государственный экологический контроль (надзор) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, которые в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" подлежат региональному государственному экологическому контролю (надзору).
47. Осуществляет меры по охране водных объектов, находящихся в собственности Смоленской области, а также находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Смоленской области.
48. Устанавливает границы и режим зон санитарной охраны поверхностных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
49. Обеспечивает реализацию мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Смоленской области, а также в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Смоленской области.
50. Осуществляет оценку соблюдения особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, которые в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" подлежат региональному государственному экологическому контролю (надзору).
51. Предоставляет водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Смоленской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование.
52. Участвует в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
53. Разрабатывает и реализует региональные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в том числе гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых не известен либо от права собственности на которые собственник отказался.
54. Обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Смоленской области, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых не известен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территории Смоленской области.
55. Обеспечивает государственный учет и контроль радиоактивных веществ на территории Смоленской области (кроме организаций, являющихся подведомственными федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии, и организаций, с которыми указанные федеральные органы заключили соглашения о взаимодействии в целях осуществления функций по управлению использованием атомной энергии) в установленном федеральным законодательством порядке.
56. Обеспечивает ежегодно разработку и ведение радиационно-гигиенического паспорта территории Смоленской области в соответствии с Порядком разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.97 N 93.
57. Обеспечивает деятельность регионального информационно-аналитического центра системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
58. Участвует в организации обеспечения населения информацией в сфере обращения с отходами производства и потребления.
59. Ведет региональный кадастр отходов производства и потребления.
60. Участвует в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами.
61. Разрабатывает и реализует региональные программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участвует в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.
62. Участвует в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Смоленской области.
63. Проводит в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, конкурсный отбор, на основании которого юридическому лицу присваивается статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и определяется зона его действия.
64. Разрабатывает и утверждает территориальные схемы обращения с отходами.
65. Устанавливает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору).
66. Осуществляет прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору).
67. Определяет в программе социально-экономического развития Смоленской области прогнозные показатели и мероприятия по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения.
68. Утверждает норматив накопления твердых коммунальных отходов.
69. Организует деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
70. Участвует в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха.
71. Осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности физических и юридических лиц в сфере охраны атмосферного воздуха на территории Смоленской области.
72. В городских и иных поселениях организует работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
73. Заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры с руководителями подведомственных государственных унитарных предприятий Смоленской области, основанных на праве хозяйственного ведения, государственных унитарных предприятий Смоленской области, основанных на праве оперативного управления, и государственных учреждений Смоленской области (далее - областные государственные учреждения).
74. Рассматривает письма, заявления и жалобы граждан, ведет прием граждан, принимает меры по устранению указанных гражданами нарушений законодательства в пределах своей компетенции.
75. Осуществляет оказание гражданам бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной и письменной формах по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.
76. Анализирует результаты хозяйственной деятельности подведомственных областных государственных учреждений и вносит предложения о создании, реорганизации и ликвидации областных государственных учреждений.
77. Участвует в пределах своей компетенции в организации выполнения мероприятий и решении вопросов в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с федеральным законодательством.
78. Обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства о государственной тайне.
79. Принимает решение о досрочном прекращении права пользования участками недр местного значения, приостановлении осуществления права пользования участками недр местного значения или об ограничении права пользования участками недр местного значения.
80. В пределах своей компетенции осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренные федеральным и областным законодательством.