Статья "Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду" журнал "Экология производства" № 2 февраль 2007

РАСЧЕТ ПЛАТЫ
за загрязнение окружающей среды

К методам экономического регули­рования в области охраны окру­жающей среды относится возмеще­ние в установленном порядке вреда окружающей среде. В ст. 16 Федераль­ного закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ говорит­ся, что негативное воздействие на ок­ружающую среду является платным. К видам негативного воздействия от­носятся:
выбросы в атмосферный воз­дух загрязняющих веществ от стационарных и передвижных ис­точников;
сбросы загрязняющих ве­ществ в поверхностные и подзем­ные водные объекты и на водо­сборные площади;
размещение отходов произ­водства и потребления;
другие виды вредного воздейс­твия (электромагнитные, радиаци­онные, шум, вибрация и т.п.).
Отметим, что из этого перечня нормативы платы за «другие виды вредного воздействия» на окружаю­щую среду не установлены и платить за эти виды воздействия не надо.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утвержде­нии Порядка определения платы и ее
предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение от­ходов, другие виды вредного воздейс­твия» (с изменениями от 27.12.1994 № 1428, от 14.06.2001 № 463, а также внесенными решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 № ГКПИ 03-49) закреплен порядок определения пла­ты за негативное воздействие на окру­жающую среду.
Правительством РФ определены два базовых норматива платы:
за выбросы, сбросы загрязня­ющих веществ в пределах уста­новленных допустимых нормати­вов;
за выбросы, сбросы загрязня­ющих веществ, размещение отхо­дов в пределах установленных ли­митов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы уста­навливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей при­родной среды и здоровья населения.
Базовые нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух за­грязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объ­екты и размещение отходов производства и потребления утверждены постановлени­ем Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 и постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 "О внесении изменений в приложение 1 к постановлению Прави­тельства РФ от 12.06.2003 № 344».
Плата за загрязнение (негативное воздействие на окружающую среду) взи­мается со всех без исключения организа­ций и предпринимателей (природопользователей), оказывающих негативное воз­действие на окружающую среду. Косвен­но она взимается даже с граждан в составе коммунального тарифа на вывоз бытовых отходов.
Конституционный Суд РФ определил правовую природу платы за негативное воздействие на окружающую среду не как налогового, а как фискального платежа.
Загрязнение должно быть санкцио­нированным. Предприятие должно полу­чить разрешительные документы: разре­шение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружаю­щую среду и лимит размещения отходов производства и потребления.
Для получения разрешений природопользователю необходимо:
иметь проект нормативов пре­дельно допустимых выбросов (ПДВ), проект предельно допустимых сбросов (ПДС), проект нормативов образова­ния отходов и лимитов на их размеще­ние (ПНООЛР);
иметь договора со спецорганиза­циями на вывоз и прием отходов на утилизацию или захоронение (конечно, с такими организациями, которые обладают лицензией на данный вид деятельности).
Без этих документов негативное воз­действие на окружающую среду является административно и даже уголовно наказу­емым деянием. Если предприятие не име­ет разрешительных документов, а значит, и нормативов ПДВ и ПДС, лимитов разме­щения отходов, то загрязнения в полном объеме считаются сверхнормативными. Наличие договора на вывоз отходов на по­лигон не освобождает природопользователей от платежей за размещение отходов производства, так как плата по договору не является платой за загрязнение окружа­ющей среды, а только платой за затраты, понесенные этой организацией.
Расчет платы за негативное воздейс­твие на окружающую среду производится исходя из фактических объемов загрязне­ния (объемов загрязняющих веществ, вы­брасываемых в атмосферу, сбрасываемых в водные объекты, масс размещаемых отхо­дов производства и потребления). Расчет ведется по каждому виду загрязняющего вещества и виду отхода в соответствии с его классом опасности.
Кроме этого, для определения диффе­ренцированных ставок платы за загрязнение необходимо умножить базовые нормативы платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям экономических районов Российской Феде­рации для атмосферного воздуха и почвы, за сбросы в водные объекты - по бассейнам морей и рек (постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344, приложение 2). Если взять Поволжский экономический район, то значение коэффициента для атмосферного воздуха будет равно 1,9, для отходов - 1,9. Коэффициент для атмосферного воздуха применяется с дополнительным коэффициентом 1,2 при выбросе загрязняющих ве­ществ в атмосферный воздух городов. Кро­ме вышеуказанных коэффициентов при­меняется еще коэффициент индексации, который устанавливается на каждый год. Например, в законе Московской области «О бюджете Московской области на 2006 г.» го­ворится: «установить, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 г., применяют­ся с коэффициентом 1,3, установленные в 2005 г., - с коэффициентом 1,08».
Размер платежей определяется как сумма платы (по каждому виду загрязня­ющего вещества или отхода) за загрязне­ние в пределах установленных предельно допустимых нормативов, за загрязнение в пределах установленных лимитов и за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. За сверхлимитное загрязнение, а также при отсутствии у природопользователя разработанных и согласованных нормативов ПДВ, ПДС, ПНООЛР, разре­шений на выброс, сброс и лимитов разме­щения отходов плата взимается в 5-крат­ном размере норматива платы за выброс, сброс, размещение отходов в пределах ус­тановленных лимитов.
Расчет платы оформляется согласно приказу Ростехнадзора от 23,05.2006 № 459 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представ­ления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Дан­ная форма очень объемна (особенно для природопользователей с большим количеством загрязняющих веществ и видов от­ходов), имеет нарекания от природополь­зователей и, надеюсь, будет изменена.
Ежеквартальное определение факти­ческого объема выбросов, сбросов, отходов производится на основе результатов ана­лизов, проведенных аккредитованной (ат­тестованной) лабораторией, и журналов первичного учета.
Данные экологического контроля вы­бросов загрязняющих веществ в атмосфер­ный воздух стационарнь1ми источниками, данные нормативов ПДВ, продолжитель­ность работы источников позволяют рас­считать фактические выбросы предпри­ятия за определенный период (квартал). Выбросы от лакокрасочной продукции и сварки можно определять за отчетный период расчетным путем от фактического объема потребляемых красок и сварочных электродов в соответствии с их марками, поэтому данные по их потреблению долж­ны поступать в экологическую службу. На основании фактических данных и рас­считанных в соответствии с методиками выбросов определяется плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
На основе фактического потребления бензина, дизельного топлива, сжиженного газа автотранспортом предприятия рас­считываются платежи за выбросы загряз­няющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками.
Для организаций, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты, плата устанавливается за сброс загряз­няющих веществ в составе сточных вод от результата производственной и иной деятельности, ливневых сто­ков с производственной территории. Объем сброса сточных вод (произ­водственных, хозяйственно-бытовых, ливневых) определяется на основа­нии показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журналах первичного учета. При отсутствии водоизмерительных приборов объем стоков рассчитывается по нормам водоотведения, показателям работаю­щих насосов или другими косвенны­ми методами, согласованными с тер­риториальным органом Ростехнадзора. Все данные по объемам сброса сточных вод, результаты контроля по содержанию в сточных водах загряз­няющих веществ поступают в эколо­гическую службу предприятия. Эти данные позволяют рассчитать сброс загрязняющих веществ в водные объ­екты и фактическую плату за загряз­нение.
Данные первичного учета по образованию, размещению и ути­лизации отходов от подразделений обобщаются экологической службой, и на их основе рассчитывается факти­ческая плата за размещение отходов всего предприятия. Сдача отходов спецорганизациям, размещение про­изводственных и бытовых отходов на полигоне обязательно должны подтверждаться накладными, актами приемки и другими документами.
Не имеет значения, находится ли источник загрязнения природной среды в собственности природопользователя или же он получен на ус­ловиях аренды либо каким-то иным способом. За загрязнение платит лицо, использующее (эксплуатирую­щее) объект загрязнения. Желательно, чтобы предприятия, арендующие ваши площади, отчитывались и рас­считывали платежи за загрязнения окружающей природной среды само­стоятельно, заключали договора на вывоз и размещение отходов своего производства. Это избавит вас от мно­гих проблем. Арендаторы будут пер­сонально нести ответственность за соблюдение природоохранительного законодательства и осуществление экологических платежей.
С 08.01.2006 в Кодексе Российс­кой Федерации об административных правонарушениях появилась новая ст. 8.41 «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздейс­твие на окружающую среду». Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц - в раз­мере от 3 до 6 тыс. руб.,
на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.
Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок внесения платы по итогам отчетного периода не позд­нее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Для регулирования взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду необходим закон федерального уровня. Последний вариант законопроекта «О плате за негативное воздействие на окружаю­щую среду», одобренный Правитель­ством РФ в марте 2005 г., до сих пор находится на доработке. Возможно, принятие полноценного закона ре­шит все вопросы, возникающие у природопользователей в связи с осу­ществлением платы за загрязнение окружающей среды.
 
Н.Ф. Кулакова
Журнал «Экология производства» № 2 февраль 2007

 

Основные разделы

Услуги и сервисы

photo_5424586580552698003
 

728x90rn

Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии, 2022

Фактический адрес: 214038, г. Смоленск, ул. Кловская, д.13
Юридический адрес: 214008, г. Смоленск, пл. Ленина, д.1
тел.: (4812) 62-42-17
тел./факс: (4812) 62-42-18
e-mail:smolpriroda@admin-smolensk.ru
Телефон горячей линии: 29-11-74

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!