- Главная
- Обратная связь
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду
- Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
Статья "Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду" журнал "Экология производства" № 2 февраль 2007
РАСЧЕТ ПЛАТЫ
за загрязнение окружающей среды
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относится возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде. В ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ говорится, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади;
размещение отходов производства и потребления;
другие виды вредного воздействия (электромагнитные, радиационные, шум, вибрация и т.п.).
Отметим, что из этого перечня нормативы платы за «другие виды вредного воздействия» на окружающую среду не установлены и платить за эти виды воздействия не надо.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее
предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (с изменениями от 27.12.1994 № 1428, от 14.06.2001 № 463, а также внесенными решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 № ГКПИ 03-49) закреплен порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Правительством РФ определены два базовых норматива платы:
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов;
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Базовые нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты и размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 и постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 "О внесении изменений в приложение 1 к постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344».
Плата за загрязнение (негативное воздействие на окружающую среду) взимается со всех без исключения организаций и предпринимателей (природопользователей), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Косвенно она взимается даже с граждан в составе коммунального тарифа на вывоз бытовых отходов.
Конституционный Суд РФ определил правовую природу платы за негативное воздействие на окружающую среду не как налогового, а как фискального платежа.
Загрязнение должно быть санкционированным. Предприятие должно получить разрешительные документы: разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и лимит размещения отходов производства и потребления.
Для получения разрешений природопользователю необходимо:
иметь проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), проект предельно допустимых сбросов (ПДС), проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР);
иметь договора со спецорганизациями на вывоз и прием отходов на утилизацию или захоронение (конечно, с такими организациями, которые обладают лицензией на данный вид деятельности).
Без этих документов негативное воздействие на окружающую среду является административно и даже уголовно наказуемым деянием. Если предприятие не имеет разрешительных документов, а значит, и нормативов ПДВ и ПДС, лимитов размещения отходов, то загрязнения в полном объеме считаются сверхнормативными. Наличие договора на вывоз отходов на полигон не освобождает природопользователей от платежей за размещение отходов производства, так как плата по договору не является платой за загрязнение окружающей среды, а только платой за затраты, понесенные этой организацией.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится исходя из фактических объемов загрязнения (объемов загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, сбрасываемых в водные объекты, масс размещаемых отходов производства и потребления). Расчет ведется по каждому виду загрязняющего вещества и виду отхода в соответствии с его классом опасности.
Кроме этого, для определения дифференцированных ставок платы за загрязнение необходимо умножить базовые нормативы платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям экономических районов Российской Федерации для атмосферного воздуха и почвы, за сбросы в водные объекты - по бассейнам морей и рек (постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344, приложение 2). Если взять Поволжский экономический район, то значение коэффициента для атмосферного воздуха будет равно 1,9, для отходов - 1,9. Коэффициент для атмосферного воздуха применяется с дополнительным коэффициентом 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов. Кроме вышеуказанных коэффициентов применяется еще коэффициент индексации, который устанавливается на каждый год. Например, в законе Московской области «О бюджете Московской области на 2006 г.» говорится: «установить, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 г., применяются с коэффициентом 1,3, установленные в 2005 г., - с коэффициентом 1,08».
Размер платежей определяется как сумма платы (по каждому виду загрязняющего вещества или отхода) за загрязнение в пределах установленных предельно допустимых нормативов, за загрязнение в пределах установленных лимитов и за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. За сверхлимитное загрязнение, а также при отсутствии у природопользователя разработанных и согласованных нормативов ПДВ, ПДС, ПНООЛР, разрешений на выброс, сброс и лимитов размещения отходов плата взимается в 5-кратном размере норматива платы за выброс, сброс, размещение отходов в пределах установленных лимитов.
Расчет платы оформляется согласно приказу Ростехнадзора от 23,05.2006 № 459 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Данная форма очень объемна (особенно для природопользователей с большим количеством загрязняющих веществ и видов отходов), имеет нарекания от природопользователей и, надеюсь, будет изменена.
Ежеквартальное определение фактического объема выбросов, сбросов, отходов производится на основе результатов анализов, проведенных аккредитованной (аттестованной) лабораторией, и журналов первичного учета.
Данные экологического контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарнь1ми источниками, данные нормативов ПДВ, продолжительность работы источников позволяют рассчитать фактические выбросы предприятия за определенный период (квартал). Выбросы от лакокрасочной продукции и сварки можно определять за отчетный период расчетным путем от фактического объема потребляемых красок и сварочных электродов в соответствии с их марками, поэтому данные по их потреблению должны поступать в экологическую службу. На основании фактических данных и рассчитанных в соответствии с методиками выбросов определяется плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
На основе фактического потребления бензина, дизельного топлива, сжиженного газа автотранспортом предприятия рассчитываются платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками.
Для организаций, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты, плата устанавливается за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод от результата производственной и иной деятельности, ливневых стоков с производственной территории. Объем сброса сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, ливневых) определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журналах первичного учета. При отсутствии водоизмерительных приборов объем стоков рассчитывается по нормам водоотведения, показателям работающих насосов или другими косвенными методами, согласованными с территориальным органом Ростехнадзора. Все данные по объемам сброса сточных вод, результаты контроля по содержанию в сточных водах загрязняющих веществ поступают в экологическую службу предприятия. Эти данные позволяют рассчитать сброс загрязняющих веществ в водные объекты и фактическую плату за загрязнение.
Данные первичного учета по образованию, размещению и утилизации отходов от подразделений обобщаются экологической службой, и на их основе рассчитывается фактическая плата за размещение отходов всего предприятия. Сдача отходов спецорганизациям, размещение производственных и бытовых отходов на полигоне обязательно должны подтверждаться накладными, актами приемки и другими документами.
Не имеет значения, находится ли источник загрязнения природной среды в собственности природопользователя или же он получен на условиях аренды либо каким-то иным способом. За загрязнение платит лицо, использующее (эксплуатирующее) объект загрязнения. Желательно, чтобы предприятия, арендующие ваши площади, отчитывались и рассчитывали платежи за загрязнения окружающей природной среды самостоятельно, заключали договора на вывоз и размещение отходов своего производства. Это избавит вас от многих проблем. Арендаторы будут персонально нести ответственность за соблюдение природоохранительного законодательства и осуществление экологических платежей.
С 08.01.2006 в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях появилась новая ст. 8.41 «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду». Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц - в размере от 3 до 6 тыс. руб.,
на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.
Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок внесения платы по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Для регулирования взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду необходим закон федерального уровня. Последний вариант законопроекта «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», одобренный Правительством РФ в марте 2005 г., до сих пор находится на доработке. Возможно, принятие полноценного закона решит все вопросы, возникающие у природопользователей в связи с осуществлением платы за загрязнение окружающей среды.
Н.Ф. Кулакова
Журнал «Экология производства» № 2 февраль 2007