В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесён законопроект о повышении штрафов за предоставление недостоверной экологической информации
В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 410399-8 «О внесении изменений в статью 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Данный проект федерального закона направлен на повышение эффективности соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды о предоставлении своевременной и достоверной информации.
Статья 8.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации:
- о состоянии окружающей среды и природных ресурсов;
- об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов;
- об источниках иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы;
- иной экологической информации.
В соответствии с изменениями суммы административных штрафов увеличатся:
- с 500–1 000 рублей до 1 000–3 000 рублей для граждан;
- с 3 000–6 000 рублей до 10 000–30 000 рублей для должностных лиц;
- с 20 000–80 000 рублей до 50 000–200 000 рублей для юридических лиц.
Также проект федерального закона предусматривает дополнение статьи 8.5 КоАП РФ абзацами, предусматривающими санкции за повторное нарушение законодательства.
За повторное сокрытие или искажение экологической информации предлагается установить более строгое административное наказание, а именно:
- штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей для граждан;
- штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет для должностных лиц;
- штраф в размере от 200 000 до 300 000 рублей для юридических лиц.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона № 410399-8 «О внесении изменений в статью 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в настоящее время наблюдается повышение уровня загрязнения окружающей среды на территории крупных городов.
По данным государственного доклада Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2021 году», а также приведенным в нем статистическим данным в период с 2012 по 2022 годы только за 2021 год в 68 субъектах установлено превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, при этом выше среднероссийского показателя доли проб атмосферного воздуха (0,82%), превышающего ПДК, отмечаются на территории городских поселений в 19 субъектах Российской Федерации.
Анализ загрязнения атмосферного воздуха свидетельствует о том, что за период с 2012 по 2021 годы зарегистрирован высокий удельный вес неудовлетворительных проб по веществам: бенз(а)пирен (5,98% проб с превышением ПДК), ксилол (2,85% проб), хлористый водород (1,2% проб). Значительные превышения ПДК по бенз(а)пирену в 2021 году отмечены в пробах атмосферного воздуха, отобранных на следующих территориях: Забайкальский край, Республика Бурятия, Красноярский край, Кемеровская область и др., по ксилолу – Челябинская, Брянская, Свердловская области, по хлористому водороду – также в Челябинской и Свердловской областях, в Республике Башкортостан.
Кроме того, анализ правоприменительной практики за 2019–2022 годы показывает значительное количество совершаемых правонарушений по статье 8.5 КоАП РФ и их рост.
По данным Росприроднадзора, Роспотребнадзора, а также Росгидромета совокупное количество рассмотренных в установленном порядке административных дел по статье 8.5 КоАП РФ в 2019 году составило 5 455 дел, в 2020 году – 7 045 дел, в 2021 году – 7 704 дела.
Предполагается, что низкие размеры штрафов, предусмотренные статьей 8.5 КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации» не способствуют надлежащему исполнению положений законодательства Российской Федерации о предоставлении достоверной экологической информации, так как размер штрафных санкций в большинстве случаев не является ощутимым для должностных и юридических лиц.
В связи с изложенным законопроектом предлагается усилить административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации, увеличив размеры штрафных санкций, а также дополнив статью 8.5 КоАП РФ частью 2, предусматривающей повышенную ответственность должностных лиц, юридических лиц и граждан за совершение повторного правонарушения.
Самым серьёзным ужесточением ответственности в данной редакции законопроекта стала возможность дисквалификации должностного лица на срок до 3 лет. Представляется, что именно угроза применения этого вида ответственности должна стимулировать снижение количества таких правонарушений.
Проект федерального закона № 410399-8 «О внесении изменений в статью 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» внесён в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в последнюю неделю весенней сессии, в связи с чем его рассмотрение, вероятно, состоится уже в осеннюю сессию работы Парламента. Нельзя исключать возможность внесения поправок в законопроект после первого чтения.