Охрана окружающей среды – наша общая обязанность
Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее - Департамент) в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора в январе - феврале 2021 года было проведено 8 внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению ими ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений (далее - предписание). По результатам 6 проверок установлены факты выполнения предписаний в полном объеме. По результатам проверок в отношении 2-х индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в Ярцевском районе и в г. Десногорске Смоленской области, установлены факты исполнения предписаний не в полном объеме. В отношении указанных индивидуальных предпринимателей оформлены протоколы об административных правонарушениях по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалы дел об административных правонарушениях направлены для рассмотрения в судебные органы Смоленской области.
Департамент по требованию прокуратуры Смоленской области участвует в проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по соблюдению ими требований природоохранного законодательства, в том числе по вопросам охраны атмосферного воздуха. Так, в феврале 2021 года были осуществлены контрольно-надзорные мероприятия в отношении 4 юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Заднепровского района города Смоленска Смоленской области и 1 юридического лица, осуществляющего деятельность в г. Гагарине Смоленской области.
Одним из выявленных нарушений является отсутствие у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей согласованных мер по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.
В связи с этим, Департамент напоминает, что согласно статье 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» мероприятия при неблагоприятных метеорологических условий (далее- НМУ) разрабатываются для всех объектов, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением объектов IV категории.
Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Приказ № 811).
Приказом № 811 определено, что разработка мероприятий по НМУ осуществляется для всех источников выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 г. № 2055 «О предельно-допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (далее - Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 г. № 2055), которое вступило в силу 01.01.2021, установлено, что нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий. Для объектов I и III категорий нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах. Классы опасности загрязняющих веществ определяются в соответствии с гигиеническими нормативами. Нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам. Соответствие нормативов допустимых выбросов санитарным правилам определяется исходя из соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.
Также постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 г. № 2055 установлено, что для объектов II категории (за исключением объектов, получающих комплексное экологическое разрешение) и объектов III категории при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) временно разрешенные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются в соответствии с пунктом 6 статьи 23.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Для установления разрешения на выбросы временно разрешенных выбросов юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрабатывается и утверждается план снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, а также подготавливаются предложения по возможным срокам поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов.
При несоблюдении требований природоохранного законодательства, в части охраны атмосферного воздуха, наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также Департамент предупреждает физических лиц и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о недопустимости сжигания отходов производства и потребления, включая твердые коммунальные отходы, на своих приусадебных участках, производственных территориях, а также земельных участках, прилегающих к многоквартирным домам.
Статьей 18 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» запрещено сжигание отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В случае совершения противоправных действий, лица, допустившие их совершение, будут привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.